Новости
Голосование
|
О статусе органа кадастрового учета при рассмотрении судебных споров01.04.16 Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия (далее — Филиал Кадастровой палаты) является органом кадастрового учёта, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества. При осуществлении вышеназванных функций возникают ситуации, когда Филиал Кадастровой палаты привлекают к участию в судебных процессах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Основным обстоятельством для привлечения Филиала Кадастровой палаты в указанном статусе является необходимость разъяснения сведений государственного кадастра недвижимости, а также осуществления кадастрового учета, разъяснения (выражения) позиции по существу заявленных требований. Так, в частности, необходимы разъяснения по вопросам образования земельных участков, даты осуществления кадастрового учета, наличия сведений, позволяющих определить местоположение границ земельных участков, разъяснение порядка согласования местоположения границ земельных участков, установленного Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее — Закон о кадастре). Указанные сведения необходимы для разрешения земельных споров, возникающих в процессе использования земельных участков. В свою очередь, Филиал Кадастровой палаты нередко привлекается в качестве ответчика (заинтересованного лица) по вопросам, связанным с осуществлением кадастрового учета, Истцы (заявители) обращаются в судебном порядке с соответствующими исками к Филиалу Кадастровой палаты о внесении изменений или аннулировании сведений государственного кадастра недвижимости. Заявляя требования о признании результата кадастровых работ (межевого плана, технического плана) недействительным, об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о вновь образованном земельном участке, на который зарегистрировано право собственности (аренды) в установленном законом порядке, Истцы (заявители) не учитывают следующих обстоятельств. В соответствии с ч.3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. Соответственно, при аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о вновь образованном земельном участке, указанный земельный участок прекратит свое существование как объект недвижимости, при наличии зарегистрированного права на указанный объект недвижимости. Необходимо учитывать, что вопросы об определении на местности фактического местоположения объектов недвижимого имущества должны рассматриваться между их правообладателями, поскольку у Филиала Кадастровой палаты отсутствует заинтересованность в препятствии осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, также отсутствует заинтересованность в объектах недвижимого имущества, которые являются предметом судебного спора. В соответствии с требованиями Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется только по документам, представленным в орган кадастрового учета заявителями. Документы, содержащие необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе подготавливаются кадастровым инженером в результате проведения в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре, соответствующих кадастровых работ. Необходимо отметить, что за внесение заведомо ложных сведений, включенных в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план, акт обследования или совершенный подлог документов, на основании которых были подготовлены указанные документы, несет кадастровый инженер, поскольку определение смежных земельных участков, а также оформление документов, направленных на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с требованиями законодательства, относится именно к компетенции кадастрового инженера. Таким образом, в вышеуказанной категории споров, Филиал Кадастровой палаты является ненадлежащим ответчиком, однако, в большинстве случаев Истцы (заявители) вышеназванным обстоятельствам не придают значения. Также необходимо отметить, что Филиал Кадастровой палаты привлекается к участию в спорах, связанных с государственным кадастровым учетом в качестве ответчика (заинтересованного лица) по принятым отказам в осуществлении кадастрового учета. При этом, Заявители, оспаривая решения Филиала Кадастровой палаты о приостановлении или отказе в осуществлении кадастрового учета, не учитывают, что по правилам п.31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета предусмотрен ст. 26, ст. 27 Закона о кадастре. Вместе с тем, у Филиала Кадастровой палаты отсутствует заинтересованность, а также правовые основания для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета по основаниям, не предусмотренным Законом о кадастре. Таким образом, если при рассмотрении документов, направленных на осуществление кадастрового учета, выявляются основания для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренные Законом о кадастре, у Филиала в силу закона возникает обязанность принять соответствующее решение. Также Филиал Кадастровой палаты привлекается в качестве административного ответчика (заинтересованного лица) при рассмотрении дел об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, вместе с тем, между истцом и органом кадастрового учета спорные правоотношения отсутствуют. В данном случае Истец использует альтернативный способ определения кадастровой стоимости, материально-правовые требования к органу кадастрового учета не предъявляются, заявляемые Истцами требования по существу направлены на изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков на ее рыночную стоимость, при этом действия органа кадастрового учета по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не оспариваются. В силу Закона на орган кадастрового учета возложена обязанность по определению и внесению сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, между тем, удельный показатель кадастровой стоимости, на основании которого производится расчет, утверждается актом органа исполнительной власти. Установление кадастровой стоимости земельных участков, равной ее рыночной, права и обязанности Филиала Кадастровой палаты не затрагивает, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства Филиал Кадастровой палаты исполняет вступившие в законную силу судебные акты, которыми установлена рыночная стоимость объекта недвижимости (ст. 24.20 Закона об оценке, ч.3 ст.16 Закона о кадастре). В этой связи можно сделать вывод, что Филиал по названной категории дел также является ненадлежащим ответчиком (заинтересованным лицом). Дата создания: 01.04.2016 17:34 |
Курс валют
Фотогалерея
Контакты
|